EveryNote logo
Классическая музыка - всех времен
 
Введение в Классическую музыку
Антонио Вивальди
Арканджело Корелли
Иоганнес Брамс
Джузеппе Верди
Иоганн Себастьян Бах
Йозеф Гайдн
Клод Дебюсси
Людвиг Ван Бетховен
Вольфганг Амадей Моцарт
Петр Ильич Чайковский
Франц Лист
Франц Питер Шуберт
Фредерик Шопен
Фридрих Вагнер
Шарль-Валантен Алькан
Мы слушаем классику!

Реклама

Музыка и беременность

Афиша:


Концерт
Ансамбль солистов Российского национального оркестра. Дирижер Алексей Богорад. Московский ансамбль современной музыки
Концертный зал Камерный зал Московской филармонии,
Чт 24 июня, 19:00
(495) 232 53 53, Тверская, 29, стр. 3

Прошедшие концерты




Франц Лист


Как пианист, композитор и индивидуальность, Франц Лист имел успех во время всего девятнадцатого столетия и оригинально повлиял на двадцатое. Хотя Лист родился наряду с первым поколением романтичных композиторов (Берлиоз, Шопен, Шуман и Мендельсон), он пережил их всех, чтобы стать другом Вагнеру, и стать сторонником «музыки будущего».

 

Франц Лист родился в Венгрии, его отец работал для семьи Esterhazy , и скоро признал потрясающие успехи своего сына. После обучения у Черни и Сольери в Вене в 1821 году, Лист быстро сделал себе имя виртуоза фортепьяно, выступив в Лондоне и Париже. В четырнадцать лет он написал Дона Санче , оперетту, которая была поставлена в Париже. Здесь он жил с 1823 до 1835 года, и завел дружбу с продвинутыми литературными фигурами и живописцами, а так же с Берлиозом и Шопеном. Эти два композитора наряду с Паганини, которых он услышал с изумлением в 1831 году, были первичным влиянием на формирование сложного эстетического характера Листа.

 

Берлиоз вселял размышления в наибольшие, самые великие, и самые красочные моменты. Это была музыкальная мысль, которая часто вдохновлялась литературой, и содержала в себе заложенные скрытые смыслы. Фактически можно сказать о Берлиозе, как о начале той эпохи Романтизма, которая проходит через Листа к Вагнеру и затем в музыку Малера и Ричарда Штрауса. Лист был в центре того, что стало категорическим расколом на этой дороге и более консервативной и в конечном счете менее влиятельной романтичной традицией, воплощенной в музыке Мендельсона, Шумана и Брамса.

 

Скрипка Паганини, играя, вдохновила Листа к самым большим высотам виртуозности и таланта. Лист четко заявил, что он хотел бы сделать для фортепьяно то, что Паганини сделал для скрипки. И Лист углубился в переложение множества каприсов для скрипки в очень эффектную и виртуозную музыку для фортепьяно. Самые великие пианисты того времени, включая Шопена и Мендельсона, считали его самым большим техническим пианистом, которого знал мир.

 

И Паганини и Лист показывали самый высокий калибр виртуозности и музыкальности с сознательным и харизматическим талантом к тому, чтобы поддерживать их на значительном уровне. Они были образными прототипами выступающих артистов, которые больше всего приближены к рок- звездами нашего времени. Концерты Листа были известны слабостью и обмороками женщин из аудитории, и пока Лист, возможно, играл Бетховена в своей студии, его общественные концерты в этот период не были кроткой демонстративной музыкой, и главным образом написанной им самим. Фактически, именно Лист с его эгоизмом изобрел современные соло-концерты, сначала называемые " soliloquies ".

 

От Шопена Лист взял и развивал далее его суть потенциала фортепьяно для близкого поэтического значимого выражения, а не претенциозного украшения, и возможности фортепьяно для самых тонких окрасок и штрихов. От Баркаролы Шопена через Le Jeaux d ' eau a la Villa de Este Листа мы проходим по пути к импрессионизму Дебюсси и Равеля. И таким образом мы имеем в одном человеке целый диапазон качеств - от поэта и провидца до шоумена и даже шарлатана, который недоумевает, почему мы все еще сомневаемся в величии композитора Листа.

 

Лист развивался более медленно как композитор, чем как исполнитель. До 1834 года большая часть его деятельности состояла в переложении работ других композиторов в репертуар для своих концертов. 1835 - 1839 года - это период Необычных Этюдов (включая № 3, Paysage ; № 7, Eroica , и №10, Allegro agitato molto - Etude в фа миноре) и трех книг Annees de Pelerinages , которые содержат много важных фортепианных работ, таких как Vallee d ' Obermann и Tre Sonetti di Petrarca . После этого было написано много венгерских рапсодий (среди них №2; № 8; и № 12), оперных переложений (включая Вальс из " Faust " Гуно; " Rigoletto " Верди и Увертюру к " Tannheuser " Вагнера), и песен (подобных Das Wandern из песенного цикла Шуберта, " Die sh o ne M u llerin " and Der Lindenbaum из « Wintereisse »).

 

В 1847 году Лист бросил свою полноценную рабочую карьеру. С 1834 года у него был несколько скандальный роман с Графиней d ' Agoult . Но уже в 1842 году они сделали Женеву своим домом и имели трех детей. Косима, единственная, кто пережила детство, родилась в 1837 году, позже она вышла замуж за Ганса фон Балоу, первого ученика Листа, и позже оставила его и ушла к Вагнеру.

 

Роман с Графиней закончился в 1844 году. В заключительном туре Листа, когда он играл в Киеве, он встретил Принцессу Керолайн Сэйн-Виттдженстейн. Хотя она не могла получить развод, она очень этого хотела. Принцесса создала другой скандал, присоединившись к Листу в Ваймаре в 1849 году, где он был назначен Великим Герцогским Дирижером Экстраординарной Музыки. Освобожденный от туров, Лист сделал Ваймар центром прогрессивного музыкального движения. Пианисты приезжали со всей Европы, чтобы учиться с ним, и именно здесь Лист начал дирижировать работы Берлиоза, Вагнера и других композиторов. Свобода его фортепианного стиля была приведена к стилю дирижирования, который также, оказалось, повлиял на будущее.

 

Лист с Дюма, Гюго, Санд, Паганини и Россини остались в Ваймаре до 1859 года. Эти важные годы произвели симфонии Данте и Фауста, а также двенадцать Симфонических Поэм, новый жанр, который он изобрел.

 

Возможно самая большая фортепьянная композиция Листа - Соната си мажор также была написана в то время (1854 год). Это огромная соната с единственной проходящей через нее темой, которая изобретательно преобразовывается в контрастирующие характеры и переходит в дьявольскую фугу к концу части, которую некоторые видят как блестящее напоминание о Фаусте.

 

В 1860 году Лист переехал в Рим, чтобы жить на Villa d ' Este , и брал незначительные заказы, ставшие Аббе Лист в 1865 году. Лист долго имел религиозные тенденции, и искренние и показные. Теперь Лист делил все свое время между Римом, Ваймаром и Будапештом. Его последний стиль далее исследовал внешние пределы хроматической гармонии (известный «Tristan» Вагнера был предвкушен Листом в пьесе в 1845 г), а работы, типа Nuage Gris и Czardas Macabre явно ожидали Дебюсси или даже Бартока. Лист умер в 1886 году в Байреуте после завершения заключительного юбилейного тура, который повторно посетил Париж и Лондон.

 

Франц Лист, гений, шоумен, самовлюбленный, но щедрый, мирской, но религиозный, друг и наставник многих из самых великих музыкантов этого периода, остается сложной фигурой для нас. В то время как к части его более яркой музыки относились менее серьезно, великие пианисты показали, что некоторые из кажущихся элементов бравурности несут высокодуховный элемент, который должным образом понимается и ассимилируется.












www.class-music.ru © 2007